Ценность семьи

Мельчайшим элементом, «кирпичиком» организации социума выступает институт семьи. Структура семейных отношений в традиционном обществе моделировала на микроуровне систему государственности. Сообразно с этим модельным тождеством, выстраивалась концепция государства - «большой семьи». Признавая действенность связей микро-(семья) и макроуровней (государство) организации социума, следует констатировать факторную роль крепости семейных отношений в жизнеспособности соответствующего сообщества. С патриархальным типом традиционной семьи соотносилась система народной монархической государственности. Апелляция «царь- батюшка», равно как и «отец отечества», «отец народов» отражали преломление идеи семейной патриархальности в масштабах государства. Кризисному же состоянию современной российской семьи, находящейся перманентной пограничной ситуации распада, соответствуют дезинтеграционные тенденции и в государственности. Если нет оснований для Ценность семьи поддержания крепости семейных уз, то нет оснований и для укрепления государства. Традиционный тип организации русской семьи ценностно выражался в приводимых ниже филологемах. (См. табл. 12.12).

Таблица 12.12. Семейные ценности

Пословицы Комментарии
«Первая жена - от Бога, вторая от человека, третья - от черта» Развод как антиценность. Повторные браки воспринимались в народном сознании как вид прелюбодеяния.
«Не ищи красоты, а ищи доброты» Духовные, а не телесные основания брака
«Живут рука в руку, душа в душу» Тоже
«Добрая жена- веселье, а худая - злое зелье» Благополучие в браке как важнейший фактор обеспечения психологической устойчивости человека, а соответственно, и общества. «В браке, - развивал эту мысль Ф.М. Достоевский,- три Ценность семьи четверти счастья человечества, а в остальном- едва ли четверть»
«Добрая жена, да жирные щи - другого добра не ищи» Тоже
«Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать» Тоже
«С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне» Тоже
«Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад» Тоже
«Не бери жену богатую, бери непочатую» Императив добрачного целомудрия
«Не с богатством жить, с человеком» Осуждение брака по расчету
«Доброю женой и муж честен» Уровень праведности семейной жизни сказывается на репутации человека
«Злая жена- засада спасению» Особые моральные требования, в традиционном обществе к женщине. Формируя бытовую сферу женщины, женщина ответственна Ценность семьи за формирование повседневных ценностей. Именно на этом уровне репродуцируются как добродетели, так и пороки
«Злая жена – мирской мятеж» Тоже
«Злая жена – поборница греху» Тоже
«Злая жена – та же змея» Тоже
«Злая жена – злее зла» Тоже
«Всех злыднев злее жена злая» Тоже
«Лучше камень долбить, нежели злую жену учить» Тоже
«От злой жены одна смерть спасает да пострижение» Тоже
«Дед жил свиньей, а внук- поросенком» Русская традиционная модель трехпоколенной семьи. Ценности, как и антиценности, транслируются через поколения.
«Из одного дерева икона и лопата» Ценность воспитания
«Каков корень, таково и семя» Тоже
«В матку и детки» Тоже
«Каково деревце, таковы Ценность семьи и яблочки» Тоже
«От худой курицы худые яйца» Тоже
«У свиньи и поросята рыласты» Тоже
«Яблочно от яблоньки не далеко откатывается» Тоже
«Воля и добрую жену портит» Секулярная эмансипация деформирует духовную природу женщины
«Дал муж жене волю - не быть добру» Патриархальная традиция семейных отношений в России
«Жена мужу пластырь, муж жене пастырь» Тоже
«Жене спускать - добра не видать» Тоже
«Жене спускать, так в чужих домах ее искать» Тоже
«Муж в дому, что глава на церкви» Тоже
«Не в Польше жена, не больше меня» Неприятие западной деиерархизированной модели семейных отношений
«Дети - благодать Божья» Ценность высокой детности. Противоречит подходу сторонников теории Ценность семьи демографического перехода, рассматривающих высокую репродуктивность традиционного сообщества исключительно через призму хозяйственных задач
«Как Бог до людей, так отец до детей» Тоже
«Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын» Тоже
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает» Традиция родительского почитания
«Не поживут дней своих, иже прогневят отца и мать» Тоже



Таким образом, проанализированная выше аксиологическая народная традиция России подтверждает предположение о фиксации на уровне ментальности базовых факторов жизнеспособности социума. Народ обрел понимание высших ценностей эмпирически, через многовековой опыт проб и ошибок. Принятые русским народом ценностные ориентиры универсальны. Любой из них мог бы быть принят в качестве своего всеми Ценность семьи другими российскими этносами. Эта универсальность и позволяла в значительной мере выступать русскому народу в качестве интегрирующей на российском пространстве силой.

Вопросы для обсуждения

1. Насколько соотносятся ценности, отраженные в русском народном фольклоре с ценностями других народов России?

2. Найдите эквиваленты русских народных пословиц в фольклоре других российских этносов.

3. Возможно ли, на основании изучения ценностных ориентиров мировосприятия российских народов, вести речь о существовании общероссийских ценностей?

4. Как исторически преломляется ценностный ориентир коллективизма в повседневной жизни российских этносов?

5. Что такое этноэтикет? Какие модели этноэтикета можно выделить применительно к повседневному бытию российских этносов?


documentajjbybh.html
documentajjcflp.html
documentajjcmvx.html
documentajjcugf.html
documentajjdbqn.html
Документ Ценность семьи